Мероприятия ко дню белорусской письменности сценарий

Календарь Праздников Беларуси на 2017 год

1 января - Новый год

Для белорусов Новый Год - это день, когда можно собраться шумной, веселой компанией, выехать на природу, на дачу или просто выйти в город, чтобы вместе проводить уходящий и весело встретить Новый год. Дети ждут подарки от Святого Николая (Сьвяты Мікалай) - это белорусский Дед Мороз. Традиция Деда Мороза и Снегурочки пришла в Беларусь вместе с Советским Союзом и теперь, вместо святого Николая некоторые дети ждут именно Снегурочку и Деда Мороза. Традиционно, на Новый год белорусы надевают причудливые костюмы, разрисовывают себе лица гримом и отправляются в центр города. А дети ждут утра, чтобы найти под елкой или в специальных носочках, висящих на камине или просто на стене, подарков от своего любимого героя Святого Николая.

Источник:www.calend.ru

7 января – Навечерие Рождества Христова

Православное Рождество в Беларуси является государственным праздником. Рождественский сочельник, или Навечерие Рождества Христова, православные верующие отмечают 6 января.

Согласно традиции, ужин в сочельник щедрый, но постный, состоящий из 12 блюд в честь двенадцати апостолов. В этот день по приходу из храма после утреннего богослужения верующие воздерживаются от принятия пищи до появления на небе первой звезды, которая символизирует звезду, взошедшую над Вифлеемом в момент рождения Христа.

В ночь с 6 на 7 января в православных храмах совершаются рождественские богослужения. По календарю православной конфессии в Беларуси Рождество Христово отмечает более 80% всего верующего населения. Традиционно с дохристианских времен в Беларуси 6-7 января - Первая Коляда - конец шестидневного Пилиповского поста, начало праздничных дней и вечеров. Этот праздник всем известен под названием «Большая кутья», который отмечался в честь зимнего солнцестояния. Позже значительный отпечаток на старинный языческий праздник Коляды наложили традиционные христианские представления.

Вторая кутья (Щедрая или Богатая Кутья) отмечалась в предвестие Нового года, а третья Кутья завершала праздники Коляды. Существовали многочисленные народные приметы, связанные с погодой на Коляды (Рождество). Когда, например, первый день Коляд ясный - будет неурожайный год, а если хмурый, снег идет - урожайный. Если в колядный вечер и ночью на небе много звезд - летом будет много грибов; если в другой половине дня посыплет град - горох будет большой, если снег - будут хорошо роиться пчелы.

Источник:www.calend.ru

14 января – Старый Новый год

Традиция отмечать Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января возникла после 1918 года, когда было введено новое летоисчисление. А когда-то этот день приходился на 1 января.

Вечер перед Новым годом называется Щедрым вечером. Это название праздник получил от щедрой кутьи - обрядовой еды, которая готовится на Новый год. В отличие от «постной» (6 января по новому стилю) эта кутья действительно была щедрой: на стол ставились жареные колбасы, свеженина, сыр, яичница, блины с подливкой, кровянка. В центре новогодней обрядовой еды находилось мясо свиньи, которая из-за своей плодовитости воспринималась как символ урожайности. Каждая хозяйка стремилась наготовить к Щедрому вечеру как можно больше блюд, потому что, согласно стародавнему поверью, как человек проводит старый год и встретит новый, таким будет для него и весь наступающий год.

На белорусской богатую кутью, когда уже все праздничные блюда стояли на столе, хозяин открывал окно или двери и приглашал на праздничный ужин мороз, стремясь тем самым подействовать на силы природы: «Мароз, мароз! Хадзi куццю есцi! Улетку не бывай, бо мы будзем цябе бiцi жалезнымi пугамi!» (Мороз! Мороз! Приходи отведать кутьи! Не приходи летом, иначе мы побьем тебя железными хлыстами). Хозяйка, набрав ложку кутьи и подойдя к окну, должна была постучать и обратиться к морозу: «Мароз, мароз, хадзi куццю есцi, каб не марозiу расады, агуркой, гарбузоу, морквы, буракоу i усяго, што мне трэба пасеяць» (Мороз, мороз, приходи отведать кутьи, чтобы не морозил рассаду, огурцы, тыквы, морковь, свеклу и все, что мне нужно посеять). Для того чтобы куры неслись дома, а не по чужим дворам, после праздничного ужина приносили в дом обруч, выкладывали в него остатки ужина (особенно кутьи) и кормили в этом обруче кур. Встреча Нового года обязательно сопровождалась щедрованием. Щедровщики, группки молодежи по 5-7 и больше человек, обходили все дома в деревне, поздравляя хозяев с праздником песнями, в обмен на которые хозяева должны были угостить колядующих.

Центральным «действующим лицом» щедрующей компании была «коза» - подвижный, способный к танцам парень, одетый в вывернутый кожух. Он держал в руках сделанную из дерева или бумаги голову козы. «Козу» сопровождал поводырь, который был должен уметь складно говорить. Поводыря, или «деда», одевали в старую одежду, приделывали ему бороду из пеньки, давали в руки посох. Остальные поддерживали главных действующих лиц.

В народе верят, что в ночь с 13 на 14 января вернее всего сбываются гадания. Вместе с тем, Белорусская Православная Церковь призывает молодых людей отказаться от традиции святочных гаданий, которые противоречат православной вере. О благополучном замужестве девушки должны возносить молитвы канонизированным православным святым, которые традиционно являются покровителями счастливых супругов - Андриану и Наталье, Петру и Февронии.

Источник:www.calend.ru

19 января Вадохрышча - Крещение Господне (Святое Богоявление)

18-19 января - праздник Крещение (Вадохрышча), третья (постная, «водяная») кутья. Христианская религия связывает Крещение с крещением Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан.

В церквях в этот день происходит крещение воды, которую берут из ближайшей реки, высекая на льду большой крест. Праздник Крещения заканчивал двенадцатидневные (по количеству месяцев в году) колядные праздники.

В христианском празднике Крещения нашли отпечаток стародавние языческие верования в магию воды. В полночь перед Крещением хозяйки ходили на речку или на озеро и черпали воду, которая потом хранилась весь год как лечебная. Крещеную воду давали пить больным, опрыскивали ею поле перед посевной, домашних животных, новый дом перед заселением, гроб, перед тем как положить туда покойника. На Крещение ходили в церковь и стремились как можно быстрее вернуться домой - тогда урожай хозяин соберет первым. Сено, на котором на протяжении Коляд стояла кутья, постепенно отдавали домашним животным как защитное средство от болезней и от негативного воздействия ведьм. Подсохший верх кутьи снимали и отдавали курам, «каб добра неслi».

В этот день исполнялся также обряд «записывания Коляды», целью которого была охрана дома, всего хозяйства от воздействия нечистой силы. Для этого хозяин, вынув из печи горшок с кутьей, ставил в нем сделанный из лучины крест, который на следующий день опускался в воду (чаще всего в реку).

Вечером хозяин, взяв первый блин или верх кутьи, обходил все свои постройки и рисовал на стенах кресты мелом. Существовал уникальный обряд под названием «Цягнуць Каляду на дуба». Жители волочили по улицам борону, на которой стоял горшок с кутьей. На окраине деревни они выбирали самое высокое дерево, как правило, дуб. Мальчик оставлял горшок с кашей на самой верхушке дерева. Кутья символизировала жертву природным стихиям и душам предков. В старину верили, что собранный в этот день снег отбеливает холстину и кожу девушек, обладает целебными свойствами. Если бросить его в колодец, то он сохранит в нем воду в засуху.

Участники колядных гуляний и ворожбы стремились, невзирая на сильный мороз, три раза окунуться в проруби и тем самым очиститься от грехов. По поверьям, ясный и холодный день на Крещение указывает на засушливое лето. Хмурое небо и снег - к большому урожаю.

Источник:www.calend.ru

2 февраля Сретение Господне (Громницы)

Громницы (Грамнiцы) - зимний праздник, пришедший к нам с языческих времен. В церковном календаре он отмечается 2 февраля у католиков, и 15 февраля - у православных. Это очень древний праздник, он уходит корнями во времена язычества, в этот день приносили жертвы богу Перуну (Громовнику). После Громниц можно услышать первый гром, предвещающий скорый приход тепла. С первым громом было связано поверье, что «калі гром грыміць на зялёны лісток, то будзе багаты гадок». Год будет голодным, если первый гром упадет на голый лес.

Услышав первый гром, говорили о том, что это Перун выгоняет с земли злых духов. Позже Громницы совпали с церковным праздником Сретенье Господне. Однако, в народной традиции церковное «Стрэчанне» получило яркий дополнительный оттенок и стало восприниматься, как встреча зимы с весной:

А ў на сёння Стрэчанне, Стрэчанне

Зіма з летам стрэлася, стрэлася.

Лета зіму піхнула, піхнула

І ножачку звіхнула, звіхнула.

Зіма пайшла плачучы,

Лета пайшло скачучы, скачучы.

В этот день в церкви или костеле освящали свечки. После освящения свечки назывались «грамнічнами», они играли большую роль во многих обычаях и обрядах на протяжении года. После того, как хозяин возвращался домой с громничной свечкой, хозяйка зажигала ее. Глава семьи опаливал крестообразно волосы на своей голове, а потом совершал подобное действие с волосами всех членов семьи, начиная со старших. Затем вся семья шла в хлев, где хозяин крестообразно опаливал шерсть каждого животного, дотрагивался огнем до стен и дверей. Этот обряд повторялся в каждом хозяйственном строении. Это был обряд «агністага крыжавання». Громничная свечка хранилась за образами. Какое бы ни случалось в семье событие - радостное или печальное - зажигалась громничная свечка. Сплавы громничных свечек носили как амулеты на теле и даже давали как лекарство. Нужно отметить, что громничную свечку никогда никому не одалживали.

На Громницы наблюдали за погодой: сильный мороз, например, означал быстрое таяние снегов на полях, резкое потепление - плохой урожай, а метелица - затяжную зиму. После длительного перерыва в 1990-е годы Громницы возродились в семейном быте жителей села и города, особенно верующих, которые ходят в этот день (католики - 2 февраля, православные - 15 февраля) в костел (церковь), освящают там свечки и хранят их потом дома как оберег от всяких несчастий. В сельских клубах и школах стали отмечать этот праздник, как праздник встречи зимы с весною, проводя различные игры, конкурсы, аттракционы, исполняя обрядовые песни с участием персонажей Весны и Зимы.

Источник:www.calend.ru

14 февраля – День Святого Валентина

По традиции 14 февраля в день святого Валентина влюбленные обмениваются «валентинками». В Беларуси этот праздник стал всеобщим начиная с 1990-х годов, с приходом в страну западной масскультуры.

С тех пор и белорусские влюбленные 14 февраля дарят друг другу подарки, отправляют открытки. Студенты - самые горячие поклонники праздника всех влюбленных. Во многих вузах размещают специальные почтовые ящики для писем и пожеланий, признаний в любви. А в вузах художественного профиля студенты вместе с преподавателями устраивают «Валентиновые посиделки», на которых читают свои произведения, обсуждают любовную лирику поэтов разных стран, представляют театрализованные программы.

В университетах проводятся праздничные акции, психологические игры, конкурсы для пар. Влюбленные произносят клятву верности друг другу. Кроме этого, традицией в Беларуси стали акции «массовых поцелуев». На стадионах, мостах, в парках и сквериках парочки и просто прохожие собираются и по команде обмениваются поцелуем.

Источник:www.calend.ru

15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов Белоруссии

15 февраля в Республике Белоруссии отмечается День памяти воинов-интернационалистов. В этот день в 1989 году последний советский солдат перешел мост пограничной реки Амударья под Термезом - завершился вывод советских войск из Афганистана. Война в Афганистане длилась 9 лет 1 месяц и 18 дней.

Свыше 14 тысяч советских воинов погибли на чужой земле, 6 тысяч скончались впоследствии от ран и болезней, 311 человек пропали без вести. Это были самые большие потери Советской Армии со времен Великой Отечественной войны. Время отдаляет нас от тех событий. Не стало могучей державы, чьи интересы защищали в Афганистане и тысячи белорусов. Однако память о войне по-прежнему болью отзывается в сердцах матерей, отцов, вдов, детей тех парней, которые возвращались домой «грузом-200».

В Афганистане с 1979 по 1989 годы проходили службу около 30 тысяч уроженцев Беларуси. Из них 771 человек погиб. Сегодня в одном только Минске живут более четырех тысяч ветеранов войны в Афганистане, из них - более 200 инвалидов, а также 97 семей - родители и вдовы погибших воинов-интернационалистов. Этот День памяти и для всех нас. Будем же помнить павших и уважать оставшихся в живых.

Источник:www.calend.ru

1 марта - Праздник прихода весны (Гукание вясны)

В белорусской языческой традиции существует красивый и светлый праздник, посвященный весне - «Гуканне вясны». Перевести название можно, как зазывание весны на землю. В до христианские времена на территории Беларуси господствовал культ растений и разных полевых духов. Хозяйственная необходимость диктовала нашим предкам-земледельцам как можно более внимательно присматриваться к изменению погоды, вовремя готовиться к будущему посеву и выгону животных на луг. Весна могла быть и ранней, и поздней. Поздняя весна приносила голод. Поэтому на Беларуси широко бытовали обряды встречи и зазывания весны. Звонкие, радостные песни разносились повсюду. Девушки собирались на самом высоком месте в деревне, расстилали там солому и, севши, пели весенние песни - вяснянкi - до поздней ночи:

Благаславі, маці,

Вясну гукаць, у-у!

Вясну гукаць,

Цёплага лета

Дажджа…, у-у!

Дажадаць.

Ой, вясна, вясна Вясняна…, у-у!

Каждый день звучал гимн весне, солнцу, молодости, любви. В своих песнях они не только приветствовали приход теплых дней, пробуждение природы, но и как бы сообщали всем о своей готовности к любви, браку. Женщины по-своему встречали весну. Они выпекали из теста фигурки птиц, считая, что таким образом они посодействуют их скорому прилету. Девушки брали этих птиц и, исполняя «вяснянкi», подкидывали их вверх: «Жаўраначкі прыляціце, вясну прынясіце».

Парни раскладывали костер, на котором палили разные старые вещи. К девушкам они присоединялись только поздним вечером, когда начинали вместе водить хороводы. Хороводы, по мнению некоторых фольклористов, представляют собой бесконечный круговорот жизни и вечную молодость. Есть также мнения, что форма хоровода напоминает форму светила. Парни делали качели, на которых молодежь каталась парами, стараясь раскачаться как можно выше, чтобы показать свою силу, умение, ловкость. Существовала примета, что чем выше раскачаешь качели, тем выше вырастет лен и другие растения в этом году. Дети также должны были покачаться на качелях хотя бы один раз, чтобы быть здоровыми и сильными весь год.

Девушки и парни в первый день весны обходили все дома, желая хорошего урожая, приплода стаду, здоровья всем жильцам. В некоторых селах на непаханом поле раскладывали огонь и выбирали «вясноўку» – красивую девушку. На голову ей одевали венок, сажали на борону и с песнями возили вокруг костра.

Дети тоже радовались приходу весны. Они собирались своей группой. Бегали по деревне, не пропуская ни одного дома. Пели веснянки с пожеланием здоровья и хорошего урожая. Хозяева давали детям хлеб, яйца, колбасу, тыквочки, сушеную чернику и яблоки. Потом дети собирались в одном доме, устраивали угощенье, пели, баловались, рассказывали смешные истории. В начале 1990-х годов стали активно возрождаться обряды «гукання» весны, которые включают в себя традиционные элементы, песни, игры. Сегодня этот праздник под разными названиями широко распространен в разных взрослых и детских коллективах Беларуси. Уже сформировался довольно устойчивый сценарий проведения современной версии праздника, как в деревне, так и в городе, с соответствующими атрибутами и персонажами: веточки вербы, березы, птицы из соломы, бумаги, теста, образы животных и инструменты сельскохозяйственного труда. Праздник настолько яркий, веселый, возвышенный, что все принимавшие в нем участие, проводит его снова.

Источник:www.calend.ru

15 марта – День Конституции Республики Беларусь

День Конституции в Беларуси - государственный праздник, который отмечается в Республике ежегодно 15 марта.

Первая Конституция Советской Социалистической Республики Белоруссии (ССРБ) была принята на I съезде Советов Белоруссии 3 февраля 1919 года. Ее содержание было пронизано идеей диктатуры пролетариата, которая и была непосредственно закреплена в Конституции. Позже она неоднократно менялась.

27 июля 1990 года была принята Декларация Верховного Совета «О государственном суверенитете Республики Беларусь». Декларация провозгласила «полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях».

25 августа 1991 года Декларации о государственном суверенитете специальным законом был придан статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 года. В таких правовых и политических условиях велась разработка новой Конституции Республики Беларусь, которая была принята 15 марта 1994 года. Конституция Республики Беларусь состоит из преамбулы, 9 разделов, в которых 8 глав и 146 статей. 24 ноября 1996 года по результатам народного референдума в Конституцию РБ были внесены дополнения. 17 октября 2004 года на референдуме из Конституции было изъято положение, ограничивающее право одного лица избираться президентом более чем на два срока подряд. Напомним, что сегодня Президентом Республики Беларусь является А.Лукашенко.

Источник:www.calend.ru

20 февраля- 26 февраля Масленичная неделя

Масленица была сначала древнеславянским языческим многодневным праздником «проводов зимы», которым отмечался переход к весенним земледельческим работам. Позже христианская церковь включила Масленицу в число своих праздников, которые предваряют Великий пост.

В древности этот праздник сводился к разнообразным обрядовым действам, которые затем перешли в традиционные народные обычаи и обряды. Одним из таких обрядов в Беларуси был обряд «Цягаць калоду», в котором принимали участие замужние женщины всей деревни. Гуляние шло ночью, женщины ходили с песнями, криками, ауканьем по деревне с обрубком дерева (колодой). Если по дороге встречали мужчину, особенно неженатого, накидывали на него веревку и заставляли тянуть колоду, а сами цеплялись за нее, чтобы было тяжелее. Если мужчина хотел быстрее избавиться от колоды, он платил женщинам выкуп. Как правило, участницы шествия одевались в карнавальные костюмы «мужчин», «старцев», «цыган». К ним присоединялся музыкант (мужчина). Заходя в дом, они шумели и буянили до тех пор, пока не получали от хозяев выкуп. Обойдя всю деревню, ряженые отправлялись в чью-нибудь просторную избу и гуляли там всю ночь, пели, танцевали.

Пожилые, родня, кумовья, сваты ездили на этой неделе в гости друг к другу на украшенных повозках. У детей было свое развлечение: катание на санках. Молодежь собиралась, когда темнело на улице: пела, плясала. В последний, воскресный, день Масленицы родственники ходили в гости друг к другу, к теще «на блины» приходил зять с женой. Вечером семья в полном составе должна была ужинать вместе, так как с понедельника наступал Великий пост.

В этот вечер во многих местах Беларуси проводился чрезвычайно интересный и торжественный обряд. После ужина хозяин садился в строгом и набожном настроении. К нему по очереди подходили братья и сыновья, после женщины, кланялись до земли и говорили: «Даруй, бацька родны, калі чым саграшыў(-ла) перад табой справай ці языком». Выслушав всех, хозяин в свою очередь кланялся до земли всему семейству, прося, таким образом, прощенья за все грехи и ошибки. На прощание с Масленицей обычно палили чучело - соломенную бабу или мужика. Пепел раскидывали по полю для большей урожайности. После революции и во время войны Масленицу не отмечали. В 1970–1980 годах отмечался праздник «Проводов зимы». С 1990-х годов начали возрождаться традиции празднования Масленицы, в основном в деревнях.

В белорусских городах устраиваются праздники прощания с зимой: шествия сказочных персонажей, аттракционы, спортивные игры, катание на конях, угощение блинами. Для детей проводят театральные гуляния на улице, катание с горок.

Источник:www.calend.ru

22 марта - Сороки (Саракi)

Праздник Сороки (Саракi) был одним из весенних праздников, посвященных встрече Дня весеннего солнцестояния, которое было чуть ли не главным событием в жизни наших предков-славян. И буквально все весенние праздники посвящены этому природному явлению.

На Сороки ждали прилета 40 птичьих стай, и для их встречи женщины пекли из теста фигурки жаворонков – «сорак жаваранкаў». Мальчики рано утром босые выбегали во двор и пробовали перекинуть через крышу 40 щепок — верили, что будет успешным поиск птичьих гнезд летом. Вечером парни и девушки собирались на танцы, угощались пивом, сваренным специально для этого дня. Девушки исполняли магические обряды, которые должны были содействовать быстрейшему наступлению теплых весенних дней.

Кстати, есть версия, что такое название этого дня могло прийти к нам из языческой традиции, где именно такое количество темных сил - число сорок - сковывают землю на протяжении всей зимы. Чтобы победить таинственные силы, что землю в зимнем плену держали, разорвать путы, девушки утром на Сороки разрывали 40 веревочек или разламывали 40 дощечек. Старшие наблюдали за погодой и исполняли различные обряды, направленные на получение хорошего урожая.

Источник:www.calend.ru

2 апреля - День единения народов Беларуси и России

В этот день в 1996 году был подписан Договор «Об образовании Сообщества России и Белоруссии». Союзное государство, как записано в Договоре о его создании, - это светское, демократическое, социальное, правовое государство, в котором признано политическое и идеологическое многообразие. Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства Республики Беларусь и Российской Федерации, добровольного и добросовестного выполнения ими взаимных обязательств. Основой его является разграничение предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами-участниками.

И Беларусь, и Россия, с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий, сохраняют свои суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности. В Союзном государстве признаются и равным образом защищаются все формы собственности, признаваемые на территориях государств-участников, и обеспечиваются равные права граждан на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом.

По случаю Дня единения народов Беларуси и России в Республике проводят следующие праздничные мероприятия: - торжественные заседания, в которых принимают участие представители интеграционных органов, законодательной и исполнительной власти, творческой и научной интеллигенции, молодежи; - концерты, в которых выступают ведущие исполнители и коллективы из двух стран; - церемонии вручения премий Союзного государства в области литературы и искусства.

Источник:www.calend.ru

7 апреля Благовещение Пресвятой Богородицы

7 апреля - праздник Благовещения (Дабравешчанне, Звеставанне). Согласно с Евангелием от Луки в этот день архангел Гавриил поведал Марии о безгрешном зачатии. Праздник Благовещения особенно почитают женщины, которые видят в деве Марии идеал Матери, великой женщины с тяжелой, многострадальной, но счастливой судьбой. Однако, еще задолго до принятия христианства предки белорусов отмечали этот день как праздник прихода весны. Раньше, в этот апрельский день, люди выпускали на волю птиц, которых в течение года держали в клетках: считалось, что это приблизит приход весны, окончательно прогонит зиму. В Беларуси известно поверие о том, что на Благовещение обязательно прилетает с юга аист - птица, которая пользуется в народе уважением и любовью.

Зачастую в этот день проводили обряд Зазывания весны. Девушки деревни выходили на возвышенность и пели до сумерек песни-веснянки. Селяне верили, что начиная с этого дня приходил рабочий год, который принесет хороший урожай и счастье в дом. Хотя в этот день ждали прихода весны, но иногда она все же не приходила вовремя, поэтому было рано прощаться с зимом: «Да Благавешчання зіму не лай і сані трымай» (Не ругай зиму и держи сани до Благовещения).

После праздника разрешалось начинать полевые работы. На Полесьи раньше существовал обычай выпекать на Благовещение ритуальную выпечку - «голепу» - с изображением лапы аиста. На Благовещение запрещалось кому-либо выходить на работу. До Благовещения запрещалось копать землю, т.е. начинать сельско-хозяйственные работы. Запрещалось также давать в долг, чтобы на протяжении года иметь всё необходимое в своём хозяйстве.

Если в этот день погода была теплой, это означало морозную осень. Если же снег еще залежался до этого дня, то осень ожидалась теплой. Дождливый день должен принести богатый урожай, сухая погода - засуху. Считалось, что такая же погода, как на Благовещение, должна повториться и на Пасху.

Источник:www.calend.ru

16 апреля – Пасха

Пасха - главное событие года для всех христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства Диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Великдень. Неделя перед Пасхой была полна забот и волнений. Много работы было у женщин. Они готовили еду и убирались в доме. Мыли все: пол, стены, столы, лавки, белили печь. Красили яйца.

В четверг все мылись в бане, в воду обязательно клали серебряную монету, чтобы быть весь год чистыми и здоровыми.

В пятницу пекли черный хлеб, в субботу всю приготовленную еду складывали в плетеную корзину, чтобы освятить ее в церкви (костеле). Вечером взрослые и молодежь одевались в праздничную одежду, шли на богослужение, дома оставались только старики и дети. После окончания службы, которая проходила всю ночь, каждый хозяин старался как можно быстрее попасть домой, обогнать соседа, так как, согласно народному поверью, это должно было помочь раньше всех закончить полевые работы, вырастить лучший урожай. В белорусских городах также отправлялись на всенощную и освящали творог, пироги, крашеные яйца. За праздничным столом сначала ели по кусочку вареного яйца, а потом все остальное.

В первый день Пасхи нельзя было одалживать никому из соседей или родственников. Любимой забавой было битье и качание яиц. На следующий день ездили и ходили в гости друг к другу. Крестные родители приходили к крестникам и приносили подарки. Особенностью Пасхи на Беларуси было хождение волочебников - парней и молодых мужчин, которые прославляли в своих песнях хлебороба, его семью, его нелегкий труд. Каждая семья, к которой заходили волочебники, одаривала их хлебом, салом, яйцами, сыром. Волочебники ходили всю ночь, а под утро собирались в чьей-либо избе и устраивали всеобщее угощенье. Сегодня Пасха (католическая и православная) утверждена в официальном календаре и широко распространена на территории Республики Беларусь.

Источник:www.calend.ru

18 апреля - Фестиваль «Белый Замок»

Международный фестиваль средневековой культуры и музыки «Белый Замок» - это один из старейших рыцарских фестивалей, проводимых на постсоветском пространстве. Он проходит ежегодно под Минском в деревне Острошицкий Городок на территории историко-культурного центра «Рыцарский замок» и считается одним из главных событий в жизни рыцарских клубов Беларуси.

Традиционно это яркое и зрелищное мероприятие длится три дня. «Белый Замок» ведет свою историю с 1997 года, тогда в нем приняло участие всего около сотни «любителей старины».

Динамика фестиваля постоянно прогрессирует, в последние годы здесь собирается более 1,5 тысяч человек, и сегодня по количеству участников «Белый Замок» не имеет себе равных. Причем ограниченные временные рамки, а также серьезный допуск участников к мероприятиям фестиваля позволяют организаторам значительно повысить демонстрируемый здесь уровень реконструкции, что выгодно отличает данный фестиваль от других подобных. Кроме того, все турнирные состязания и сражения проводятся с учетом средневековых канонов и переработанных турнирных правил 13 века, что также является своеобразной визитной карточкой «Белого Замка».

Программа фестиваля рассчитана на три дня и насыщена мероприятиями, передающими атмосферу и многообразие рыцарского турнира, реконструируя это зрелище. Традиционными стали пеший и конный рыцарские турниры, состязания лучников, турнир оруженосцев, конкурс постановочных поединков, бугурты (массовые сражения), конкурс на лучший доспех, конкурс-показ средневековой моды, концерты менестрелей и трубадуров. По итогам фестивальной борьбы выявляется победитель. Победителям вручаются специальные призы.

У «Белого Замка» есть и свой главный фирменный приз – статуэтка, изображающая рыцаря-странника, вернувшегося из похода. Для зрителей крайне интересным будет не только просмотр рыцарских состязаний, но и те из них, в которых они смогут поучаствовать сами – это метание топоров и ножей, стрельба из лука и танцы.

Все турнирные бои проходят на специально оборудованных ристалищах, созданных с учетом исторически обусловленных форм и размеров. Не менее сложными и зрелищными являются конкурсы костюмов. С каждым годом их число и эстетическое разнообразие все больше совершенствуется и усложняется, что позволяет шире и глубже увидеть особенности моды эпохи Средневековья.

Развлекательная программа фестиваля также весьма разнообразна – это театральные постановки, концерты музыкальных коллективов, красочные огненные шоу.

Выступления музыкантов сопровождаются средневековыми танцами и другими номерами, которые готовятся совместно с представителями рыцарских клубов. Интересен и средневековый бал, в котором могут поучаствовать и зрители.

Фестиваль «Белый замок» – красивый и незабываемый праздник, посвященный эпохе Средних веков. На фестивале работает ярмарка, где можно приобрести изготовленные вручную стилизованные под старину изделия из кожи, металла и дерева, записи старинной и романтической музыки, видеофильмы о фестивалях и многое другое. Здесь же работает выставка осадной техники 12-14 веков. Конечно же, всех гостей на фестивале потчуют разными «средневековыми» лакомствами: специально приготовленной бараниной и другими видами мяса, жареными перепелками, похлебкой и медовухой. Фестиваль «Белый Замок» – красивый и незабываемый праздник, посвященный эпохе Средних веков – одной из самых романтических в истории человечества. Каждый год он готовит для своих гостей много интересных сюрпризов и мероприятий. Ведь дух средневековья, живая музыка трубадуров, театральные мистерии, рыцарские сражения за сердца прекрасных дам – все то, чего порой так не хватает в обыденной жизни.

Источник:www.calend.ru

24 апреля – Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье)

Этот праздник не имеет точной даты, празднуется он в последнее воскресение перед Пасхой. В Вербное воскресенье каждый крестьянин шел в церковь (костел) с большим пучком вербы и можжевельника, где они освящались.

Поскольку этим освященным веткам придавались целебные свойства, то они были также необходимы в крестьянском доме, как и громничные свечки. Существовало поверье, что если в церкви, сразу после освящения, съесть почку вербы или ягоду можжевельника, то можно уберечь себя от болезней. Вернувшись домой, хозяин ударял пучком вербы каждого члена семьи, приговаривая: «Не я б’ю, вярба б’е, няхай здароўе жыве». То же самое кто-нибудь из членов семьи делал и с хозяином. Потом хозяин с хозяйкой обходили с вербой хлев, остальные хозяйственные постройки, огород, поле, постукивая веточками и втыкая их в строения и в землю. Кто-нибудь из домашних обязательно отправлялся на кладбище и там оставлял веточку с пожеланиями вечного покоя умершему родственнику. Верба оставалась в доме и после праздника, хранилась за образами и использовалась по случаю важных событий в доме. При встрече в этот день люди обменивались не рукопожатием, а похлестываниями веточками вербы и пожеланиями крепкого здоровья на весь год. Девушка, встретив незнакомого парня, дотрагивалась до него веточкой и спрашивала его имя – такое будет и у суженого. В этот день также наблюдали за погодой. Мороз на Вербное воскресенье означал, что морозов больше не будет, и они не повредят посевам. Обычай освящать веточки вербы в воскресенье за неделю до Пасхи сохранился и в наши дни.

Источник:www.calend.ru

5 мая – День печати Беларуси

День печати ежегодно празднуется 5 мая согласно Указу Президента Республики Беларусь N 156 от 2 мая 1996 года «Об установлении в Республике Беларусь праздника – Дня печати». Дата ведет свою историю от первого выхода ленинской «Правды» в 1912 году. Хотя белорусская печать имеет гораздо более глубокие корни и немало знаменательных дат. Например, 6 августа 1517 года Франциск Скорина издал в Праге свою первую книгу. В 19 веке были первые попытки выпускать периодические издания на белорусском языке - в 1861-1862 годах вышло 4 номера газеты «Гутарка двох суседоў», в 1862-1863 издавались «Гутарка» и «Мужыцкая праўда» (7 номеров).

В начале 20 века появились первые регулярные белорусские газеты – «Наша доля» и «Наша ніва». Но, несмотря на это, официальным праздником для белорусской печати по-прежнему остается день выхода в свет газеты «Правда».

Интересный факт: 5 мая 1581 года на Волыни, в Острожской типографии Ивана Федорова, вышел календарь Андрея Рымшы «Хронология» на старобелорусском наречии. К каждому месяцу были напечатаны стихи – первое отдельное поэтическое издание. Это был ервый печатный календарь славян.

Источник:www.calend.ru

7 мая – День Радио

Старшее поколение работников радио любит свой профессиональный праздник и считает «родным» День радио, который отмечается 7 мая. В этот день поздравления с профессиональным торжеством принимают люди, которых не многие знают в лицо. Однако, их голоса знакомы тысячам слушателей.

День 7 мая вошел в историю мировой науки и техники как день рождения радио. Именно в этот день в 1895 году на заседании Русского физико-химического общества российский ученый Александр Попов выступил с докладом и демонстрацией созданного им первого в мире радиоприемника. В 1945 году 7 мая в СССР широко праздновалось 50-летие со дня изобретения радио. В связи с этим, правительство приняло решение считать эту дату ежегодным Днем радио. Позднее этот день стал официальным праздником работников всех отраслей связи.

Источник:www.calend.ru

8 мая - День Государственного Герба и Государственного флага Республики Беларусь

Второе воскресенье мая - День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь. Символами Республики Беларусь как суверенного государства являются Государственный флаг Республики Беларусь, Государственный герб Республики Беларусь и Государственный гимн Республики Беларусь.

14 мая 1995 года в Республике Беларусь состоялся первый в ее истории референдум, инициированный главой государства. Среди вопросов, вынесенных на одобрение граждан, был и следующий: «Поддерживаете ли Вы предложение о введении нового Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь?». Этот вопрос поддержали 75,1% граждан, принявших участие в референдуме.

По результатам референдума президент Беларуси 7 июня 1995 года подписал два указа: № 213 «Об утверждении эталона Государственного герба Республики Беларусь и Положения о Государственном гербе Республики Беларусь» и № 214 — «Об утверждении Положения о Государственном флаге Республики Беларусь». Так Беларусь приобрела ныне действующий Государственный герб и Государственный флаг. Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней — красного цвета и нижней — зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета — 2:1. Отношение ширины Государственного флага Республики Беларусь к его длине — 1:2. Около древка вертикально размещен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, которое составляет 1/9 длины Государственного флага Республики Беларусь. Государственный герб представляет собой зеленый контур Республики Беларусь в золотых лучах солнца над земным шаром. Сверху контура находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамляет венок из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева — льна. Колосья обвиты красно-зеленой лентой, на которой снизу сделана надпись золотом: «Республика Беларусь».

Источник:www.calend.ru

9 мая - День Победы

Ради мира на Земле сложили свои головы на алтарь Отечества примерно 27 миллионов советских людей. В огне Второй мировой войны сгорело три миллиона белорусов. В республике нет ни одной семьи, которую бы не затронула эта проклятая война. Неудивительно, что в Беларуси 9 Мая — один из самых светлых праздников. Он бесконечно дорог белорусскому народу, который вместе с миллионами советских людей отстоял в Великой Отечественной войне суверенитет своей страны, внес свой вклад в освобождение Европы от фашистского порабощения.

Именно белорусы, одними из первых принявшие на себя удар гитлеровской Германии при нападении на СССР, как никто другой, испытали всю тяжесть прошедшей войны. Истерзанная, но непокоренная Беларусь, благодаря мужеству и самоотверженности всего населения, вошла в мировую историю как республика–партизанка.

Белорусский народ не склонил головы перед оккупантами и вместе с другими братскими народами Советского Союза стал победителем в этой самой жестокой и кровопролитной войне 20 века. Дорогой ценой была завоевана свобода. Поэтому сегодня в республике отдают дань вечной памяти павшим за независимость Родины и низкий поклон тем, кто остался в живых, кто восстановил из пепла народное хозяйство. В этот день все жители страны выражают искреннюю благодарность ветеранам Великой Отечественной войны, которые не только выстояли в этой ужасной войне, но и сегодня продолжают вести неустанную работу по патриотическому воспитанию молодежи.

Проходят десятилетия, сменяются поколения, но Великая Победа — символ национальной гордости, воинской славы и доблести — навечно вписана в героическую летопись страны.

Источник:www.calend.ru

10 мая – Радуница

Радуница (Радуніца) - весенний языческий праздник восточных славян, связанный с культом предков. После крещения его стали отмечать на Фоминой неделе - в 1-е воскресенье после Пасхи, либо в следующие за ним понедельник или вторник.

Радуница - один из древнейших праздников, когда на могилы прадедов приносят вино и еду, устраивают причитания и игрища (игры, песни и пляски). Истоки этого праздника находятся в древних представлениях земледельцев о том, что умершие предки, похороненные в земле, связаны с ее богатством и возможностями и могут повлиять на будущий урожай.

В этот день, в празднично украшенном доме, хозяйка готовила кушанья для поминания на кладбище. При этом количество блюд должно было быть нечетным. Все складывалось в большой полотняный платок. Добавлялись свяченые яйца или сыр.

Утром шли в церковь, где поминали близких, а после обеда отправлялись на кладбище, каждая семья - к своим могилам. Женщины голосили, мужчины развязывали платок и, достав свяченое яйцо, катали его на могиле со словами «Христос воскрес». Затем молча рассаживались вокруг могилы, где хозяйка на белой скатерти выставляла многочисленные кушанья. Торжественная трапеза начиналась с приглашения покойного. Немного еды и водки оставляли для усопших. Остатки кушанья раздавали нищим, и день оканчивался при корчмах с песнями и плясками. В этот день нежелательно было что-либо сеять или сажать. В настоящее время Радуница является официальным нерабочим днем (по календарю православной конфессии). Обычаи во многом остались прежними, хотя церковь отрицательно относится к устройству трапезы на могилах.

Источник:www.calend.ru

19 июня – Сёмуха (День Святой Троицы)

Сёмуха - это завершающий весенний праздник, совпадающий с церковным праздником - Днем Святой Троицы (50-й день после Пасхи). На Семуху было принято украшать дома веточками березы, клена, дуба. Жители городов в этот день устраивали гуляния за городом. Крестьяне же, празднично одевшись, шли в церковь или костел, где освещали различные полевые и луговые травы. Девушки в этот день «кумились», заплетали ветки березы наподобие венка.

Наши предки верили в магическую силу березы и хотели передать ее другим растениям, чтобы обеспечить хороший урожай и крепкое здоровье. На Западном Полесье исполняли обряд «вождения куста». Девушки ломали кленовые ветки и связывали их толстые концы нитками — «куст» был готов. Готовили обрядовую еду: яйца и юшку из только что пойманной рыбы. Во многих деревнях проводили ярмарку. В 1990-е годы Сёмуха начала возрождаться в сельской местности. На Минщине проводится «Траецкі фэст» с участием фольклорных коллективов.

Источник:www.calend.ru

22 июня – День Всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны

22 июня в Беларуси отмечается скорбная дата — День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны. На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия, вероломно нарушив договор о ненападении, начала войну против Советского Союза.

На территорию Беларуси наступала самая мощная группировка немецких войск — группа армий «Центр» в составе 4-й и 9-й полевых армий, 2-й и 3-й танковых групп, всего 50 дивизий. Их поддерживали 1600 боевых самолетов.

С первого дня войны Беларусь стала ареной самых крупных битв. Первыми удар врага приняли пограничники и передовые подразделения войск прикрытия. Вражеская авиация бомбила железнодорожные узлы, аэродромы, а также Брест, Гродно, Волковыск, Барановичи и другие белорусские города. Героически боролись пограничники 17-го Брестского, 86-го Августовского, 87-го Ломжинского, 88-го Шепетовского пограничных отрядов и советские летчики. В первые часы войны Брест и крепость были подвергнуты массированному артобстрелу и авиабомбардировке. Героический гарнизон Брестской крепости свыше месяца упорно сражался с врагом.

Великая Отечественная война - это небывалая в истории по своим масштабам и ожесточенности битва советского народа против немецко-фашистских захватчиков. В этой войне Беларусь потеряла каждого третьего жителя - память о них будет жить вечно.

Источник:www.calend.ru

3 июля – День Независимости Республики Беларусь

День Независимости Республики Беларусь (День Республики) - главный праздник белорусской государственности, отмечаемый ежегодно 3 июля. 3 июля 1944 года произошло также освобождение столицы Белоруссии, Минска, от немецко-фашистских захватчиков. С 1991 года День Независимости отмечался 27 июля, в день принятия Декларации о суверенитете Белоруссии. Республика провозгласила свою независимость от Советского Союза 25 августа 1991 года, а формально независимость была получена 26 декабря 1991 года в связи с распадом СССР.

Решение о праздновании Дня Независимости 3 июля, в день освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, было принято в ходе республиканского референдума в 1996 году. Главное мероприятие Дня Независимости - торжественный военный парад. Он напоминает о том, что белорусский народ ценой немыслимых потерь завоевал свободу и независимость Родины и в дальнейшем не поступится ни пядью своей независимости.

После окончания официальной части праздника начинаются светские мероприятия. По всей республике проходят празднества и гуляния. Жители устремляются на площади, в скверы, к концертным площадкам и выездным торговым точкам. Проводятся разные конкурсы, рекламные кампании. Вечером в столице Беларуси - Минске - устраивается праздничный салют. В День Независимости проходят Дни городов в Клецке, Рогачеве, Могилеве, Копыле, Молодечно, Березино, Сенно, Городке, Дзержинске.

Источник:www.calend.ru

7 июля – День Ивана Купала

В ночь с 6 на 7 июля (у католиков и у славян - с 23 на 24 июня) отмечалось Купалье (Купалле, Ян, Иван), которое являлось своеобразной кульминацией летних событий в народной жизни. Иван Купала является одним из самых почитаемых праздников у белорусов и в настоящее время. Купалле - истинно языческий праздник в честь летнего солнцестояния.

Аналоги его существуют почти во всех странах мира. Во время летнего солнцестояния расцвет природы достигает своего апогея: колосится на полях пшеница, гречка и просо, расцвели лен и картошка, закончился приплод у животных. Поэтому наши предки в эти дни старались отблагодарить Матушку-Пророду за хороший урожай, охоту, удой и отел у домашних животных. Люди совершали жертвоприношения и празднованием Ивана-Купалы показывали единение с природой.

Еще с утра девушки и женщины с песнями направлялись в поле, на луг с целью сбора купальских трав. Во время сбора пели. А на Купалу Рана сонца йграла, На добрыя годы, На цеплыя осы, На хлебы-ураджаі.. Ой, рана-рана на Яна Да хораша сонейка гуляла, І зямля стагнала з Купала, Дарожка звінела ад песен… По народным поверьям, необходимость исполнения песен во время сбора трав и цветов была вызвана стремлением передать им лекарственную и чудодейственную мощь. Однако, купальский праздник был связан не только с культом растений.

Важное значение издревле придавалось огню, и именно купальский огонь являлся своеобразным оборонительным, магическим и очищающим средством. На купальское кострище сносились старые вещи, сжигание которых символизировало вечное обновление жизни. Огонь получали от трения деревянных брусов. Как символ солнца поднимали на счастье зажженное колесо.

Одним из важных моментов были прыжки парней и девушек через костер, огонь которого обладал чудодейственным свойством очищения. Также девушки занимались гаданием: опускали венки в реку и, следя за движение венка, делали выводы о своей дальнейшей судьбе. С Купальем связывают удивительную легенду о цветке папоротника (папараць-кветка), на который нисходит огонь Перуна, и ровно в полночь папоротник зацветает на несколько мгновений огненным цветом. Нужно поймать этот момент, и тогда все желания обладателя цветка папоротника сбудутся, он будет знать обо всем, что происходит в мире. В легендах говорится, что в купальскую ночь растения разговаривают между собой, деревья переходят с места на место, а реки светятся волшебным светом.

Есть поверье, что в эту ночь проводят гулянья всевозможные волшебники и ведьмы, воруя лошадей, отбирая молоко у коров. Чтобы защититься от нечистой силы, хозяева вешали над входом дома крапиву или острые предметы, о которые нечистая сила могла бы порезаться: иглы, серпы. К утру молодежь купалась в реках, качалась по утренней росе, встречала восход солнца, в честь которого и праздновалось Купалье. Говорили, что в купальское утро солнце «играет» - двоится, троится и переливается разными цветами.

Источник:www.calend.ru

21 июля - Зажинки

Зажинки — один из древнейших земледельческих праздников. По одним источникам он праздновался 21 июля в день Прокопия Жатвенника (Прокопа Жнеца). Считалось, что «Прокоп летний — жней и жатвенник, жатву начинает». По другим — 29 июля в день памяти священномученика Афиногена, епископа Пидахвийского.

В народе считали, что на Афиногена (Финогена) пташки задумываются (замолкают). Лето перешагнуло знойный возраст. «Если этот день с теплом да со светом — уберешься загодя со жнитвом, а коли будет дождливым — хлеб в снопе прорастет» (погода будет сырой). Примерно с этого периода по народным приметам заканчиваются жаркие дни, ночи становятся холоднее. Традиционно, начало и конец уборки урожая торжественно отмечались и сельской общиной, и в каждой семье. Считалось, что каков будет зажин, таковы и зажинки.

Жатва подводила итог всему многодневному труду крестьянина. К началу жатвы готовились как к большому празднику. Хозяйка мыла дом, хозяин убирал двор, гумно. Стол застилали белой скатертью. Перед началом жатвы каждая хозяйка или хозяин ходили осматривать свои нивы: поспел ли колос, пора ли жать. В некоторых местах проводили обряд «пакрывания поля». На зажинки отправлялись или утром до восхода солнца, или в сумерках. Самую первую сжатую жменю колосьев жнея клала не в сноп, а отдельно на поле вместе с хлебом и сыром. Потом начинали жать первый сноп — «гаспадарок». Он считался именинным. Обычно его зажинала старшая в семье женщина. Его украшали цветами, несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы. С него же начинают осенью молотьбу, а соломой кормили больную скотину. Зерна первого снопа считались целебными для людей и птиц.

Вечером каждая семья устраивала праздничный ужин, на котором обязательно была еда, принесенная с поля. Пели специальные песни. В современной Беларуси точной даты Зажинки не имеют и празднуются в день начала уборочной кампании.

Источник:www.calend.ru

15 сентября – День библиотек Республики Беларусь

Сегодня все библиотекари Беларуси - а с ними и многие читатели отмечают профессиональный праздник. День библиотек (Дзень бібліятэк) появился в стране в 2001 году по Указу Президента Республики Беларусь от 8 сентября 2001 года, а дата праздника - 15 сентября - выбрана в честь дня основания Национальной библиотеки, главного книгохранилища страны. Национальная библиотека, прежде носившая имя Владимира Ленина, была создана в 1922 году. В ее основу легли книжные фонды, собранные для библиотеки Белорусского госуниверситета; также сюда присылали книги крупнейшие библиотеки Москвы, Санкт-Петербурга, других городов Советского Союза.

До Великой Отечественной войны библиотека в Минске по количеству экземпляров и ценности изданий была седьмой в стране и, кроме того, входила в число 30 лучших библиотек мира. К 1941 году здесь насчитывалось более 2 миллионов томов, а количество постоянных читателей превышало 15 тысяч человек. К сожалению, в годы войны 80 процентов книг было уничтожено или вывезено фашистами. Однако, уже в 1944 году, всего через несколько дней после освобождения Минска, правительство приняло решение восстановить библиотеку.

В октябре 1944 года она уже открылась для читателей. Сегодня Национальную библиотеку Беларуси регулярно посещают почти 90 тысяч человек. Читателям доступно свыше 8 миллионов книг и 3 миллионов периодических печатных изданий. Кроме того, в библиотеке хранится около 70 тысяч редких старопечатных книг, а также рукописей. Новое здание Национальной библиотеки, построенное уже в начале 21 века, можно назвать настоящим украшением города.

Здание в виде огромного стеклянного алмаза стало достопримечательностью Минска, а его внутренние интерьеры напоминают тропические сады: здесь собрано более 100 видов растений со всех уголков мира. Впрочем, история книгохранилищ в Белоруссии началась намного раньше, чем открылась Национальная библиотека.

Первые собрания книг на территории страны появились еще в 11 веке; первоначально они создавались при церквях и монастырях. Самой древней считается библиотека Полоцкого Софийского собора. В 17 веке уже действовали книгохранилища в Минске, Слуцке, Могилеве. Первая публичная библиотека на территории Белоруссии открылась в 1830 году в Гродно.

На сегодняшний день в стране насчитывается около 9 тысяч библиотек, общий фонд которых превышает 200 миллионов экземпляров. День библиотек в Белоруссии отмечается различными торжественными мероприятиями, научными конференциями, просветительскими акциями, сборами книг. Нередко в них принимают участие гости из-за рубежа — в первую очередь, конечно, из России. В последнее время становится традицией не ограничивать праздник одним днем, а проводить целую Неделю, посвященную Дню библиотек.

Источник:www.calend.ru

11 октября – День работников культуры Беларуси

Ежегодно во второе воскресенье октября в Беларуси отмечается День работников культуры. К этому профессиональному празднику причастны более 65 тысяч белорусов - актеры и поэты, писатели и художники, музыканты, работники музеев и выставочных залов, руководители творческих коллективов.

Этот профессиональный праздник был учрежден по Указу президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 года «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь».

За многовековую историю белорусский народ создал богатое самобытное культурное наследие. Беларусь владеет уникальным историко-культурным потенциалом, представленным объектами архитектуры, градостроительства, искусства, археологии, парковыми комплексами, музейными коллекциями и книжными собраниями. В стране насчитывается более 15 тысяч памятников истории.

Имена многих белорусских деятелей искусства, науки, культуры известны далеко за пределами страны. Среди выдающихся имен - Барбара Радзивилл, великая княгиня, королева Польши, Тадеуш Костюшко, национальный герой Беларуси. Среди людей искусства, родившихся в Беларуси - художник Марк Шагал, писатель Василь Быков.

Источник:www.calend.ru

14 октября – Покров Пресвятой Богородицы

Покров – это название народного праздника, которое православная церковь объясняла буквально: покров (покрывало Богородицы). Этот праздник был установлен в середине 10 века. По легенде, однажды на рассвете святой Андрей увидел Богородицу, которая шествовала к храму по воздуху. Помолившись, Дева Мария подошла к престолу, сняла с головы покров и простерла его над головами молящихся. Когда Богоматерь покинула церковь, покров стал невидимым, но в храме оставалась благодать, которая снизошла с Богородицей.

Покров Пресвятой Богородицы отмечается только православной церковью и принадлежит к числу великих праздников. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные испрашивают у Царицы Небесной защиты и помощи.

По народным приметам на Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима. Крестьяне старались закончить к этому времени все полевые работы. В этот день весь скот переводился на стойловое содержание. Во многих белорусских местечках и деревнях проводились ярмарки, на которых имелись карусели, качели, батлейка. В них часто принимали участие и цыгане. Для детей продавалось много разных игрушек и лакомств. На ярмарках незамужние девушки пели, плясали, водили хороводы. В этот день девушки молятся о скорейшем выходе замуж. Они считают для себя непременным долгом побывать на Покров в церкви, ставят свечи перед иконой Покрова Богородицы. После Покрова начиналась очередная пора свадеб.

Источник:www.calend.ru

14 октября – День матери

В середине осени - 14 октября - Беларусь отмечает День матери. Зачастую слишком поздно мы замечаем, что все, чего мы добились в жизни, получилось благодаря маме. Ее теплому, ненавязчивому, порою просто незаметному участию. Никто в жизни не любит нас так, как мама. А часто ли мы отвечаем ей тем же? Не обижаем ли маму своим невниманием? Может быть, пришло время задуматься и обратить внимание на то, как дети беззаветно и верно любят своих мам и пап.

Истоки Дня матери — в глубоком уважительном отношении к женщине-матери. На протяжении всей жизни у каждого человека самые теплые чувства, светлые и незабываемые воспоминания ассоциируются с образом мамы. Она дает первые уроки нравственности, духовности, доброты и терпимости.

Великое значение этого праздника в деле укрепления семейных устоев вообще и в частности установления более тесной сердечной связи между детьми и матерями несомненно. Созидающая роль матери, позитивные жизненные ориентиры детей — это те основы, без которых невозможно укрепление престижа семьи, духовное возрождение общества, формирование гражданских институтов, полноценное развитие государства.

Источник:www.calend.ru

25 октября – Праздник мельников Беларуси

Этот праздник отмечался жителями Беларуси, которые хоть как-то причастны к данной профессии, 25 октября (12 октября по старому стилю).

Издавна работа мельника уважалась и чтилась. Ведь в деревне без мельника - никак. Особенно это проявлялось осенью, когда урожай был собран, а на столы так и просились свежие караваи. Односельчане всегда старались угодить представителям столь древней профессии, ведь от них напрямую зависело качество употребляемого хлеба. Поэтому зачастую мельники являлись зажиточными крестьянами. Ведь недаром в народе ходила такая пословица: «Мельнікава карова, дзеўка папова і эканомава кабыла ніколі галоднымі не былі» («Мельникова корова, дочка попова и старостина кобыла никогда голодными не были»).

Существование праздника мельников осенью не случайно, ведь к этому времени хлеб почти весь перемолот, наступала пора, пусть непродолжительного, но отдыха. Беларусь - страна рек и озер. Неужели кто-то будет сам крутить жернова, если это с успехом может сделать вода? И до наших времен сохранилось множество мельниц, как водяных, так и ветряных. Водяные, например, есть в Ивье, в Гольшанах – эта мельница и сейчас мелет муку.

Издавна с мельницами связывались различные легенды и байки. Чаще всего речь в них шла о живущих среди жерновов колдунах. Еще говорили (видимо, от зависти), что они крутят крылья мельницы, когда нет ветра, и носят тяжелые мешки, помогая хозяину. Хозяин же в виде платы разрешает им жить под крышей мельницы.

О том, что мельники играли в обществе довольно значимую роль (хоть им и завидовали) говорят различные сказки и пословицы, сочиненные народом, танец «Мельники» и цикл игр под общим названием «Млын», то есть мельница. Всем было весело и хорошо. Обсудив успешные дела мельника и обсмеяв его, наутро крестьяне снаряжали лошадей и обозом тянулись на горочку - к мельнице. Ведь без хлеба - ну никак!

Источник:www.calend.ru

2 ноября - Осенние Деды в Беларуси (Восеньскiя Дзяды)

Осенние Деды (Восеньскiя Дзяды) православные отмечали на третьей неделе после Покрова. Это день поминания предков. В народном календаре существует универсальный алгоритм для вычисления дат всех народных праздников.

К сожалению, в отношении данного праздника, когда День памяти был включен в список государственных праздников, народная традиция не была соблюдена. Сейчас этот праздник принято отмечать в одну из суббот с 1 по 11 ноября, объединив практически две традиции - православную и католическую. Государственный День памяти - 2 ноября. У белорусов Восеньскiя Дзяды - праздник семейный, домашний. Лишь в некоторых западных районах Беларуси известны случаи, когда люди ходили сами навещать предков на кладбище. Это весной, на Радуницу принято навещать умерших на кладбище, а сегодня приглашают предков к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство. В этот день поминали всех предков независимо от их места захоронения.

Перед Дзядами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Женщины готовили различные блюда. Хозяин дома зажигал свечку, читал молитву и приглашал всех предков на ужин. Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы предки могли заходить и садиться за стол. Перед тем как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную тарелку для духов. Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Каждое блюдо подавалось парно в четном количество (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие. Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вели себя сдержано. Вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордиться не одно поколение этого рода. Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах - их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно.

Так делали каждый год, постепенно передавая всю информацию детям и внукам. На Дзяды каждая крестьянская семья щедро наделяла нищих, которые ходили по деревне. На протяжении 20 века традиция поминать своих предков на Дзяды не имела большого распространения. В 1990-е годы Осенние Деды, приуроченные ко 2 ноября, на некоторое время стали официальным нерабочим днем. Сегодня, несмотря на то, что день 2 ноября снова объявлен рабочим, Осенние Деды широко отмечаются сельскими и городскими жителями.

Источник:www.calend.ru

14 ноября – Праздник кузнеца в Беларуси

14 ноября в Беларуси отмечается народный праздник Кузьмы - покровителя кузнецов. Поэтому этот день называют еще и профессиональным праздником этих мастеров — Днем кузнеца. Кузнечное дело — это одно из старинных и самых уважаемых ремесел. Издавна кузнецы уважались и чтились в народе. Стать кузнецом не так просто, как кажется. Учеба и в наши дни занимает достаточное количество времени, а когда-то делу кузнеца учились от 3 и до 10 лет. Кузня обычно стояла на обочине деревни, и всегда оттуда доносилось веселое звяканье железа - кузнец работает. Подковывает коней, выплавляет серпы и косы, ножи и ножницы. В народе кузнеца считали богатырем, в чьих руках железо и огонь становятся послушными. Не каждому под силу усмирить такие стихии.

До 12 века кузнецы были «по совместительству» и гутниками - мастерами по выплавке железа из болотной или озерной руды, из которого потом ковали различные предметы труда, оружие и украшения. Примерно в конце 11 - начале 13 века кузнецы стали отдельными самостоятельными мастерами. В 14-17 веках произошло разделение кузнецов на отдельные профессии - мечники, ратники, замочники. Городские кузнецы принадлежали к сословию мещан и с 16 века имели право объединяться в цеха.

Во второй половине 17 века многие белорусские кузнецы работали в Московии, Италии, Венеции и Франции. Учеба могла продолжаться до 10 лет, после чего ученики становились подмастерьями. Для получения статуса мастера кузнец должен был осуществить «путешествие» по ремесленным центрам и сделать какую-то определенную вещь, которую оценивали председатели различных цехов. Принимали во внимание украшение, сложность и продолжительность ковки, а также прочность, если речь шла об оружии.

Сельские или деревенские кузнецы не вступали в цеха и удовлетворяли потребности узкого круга потребителей - односельчан и жителей окольных деревень. Чаще всего делали нужные в быту вещи: подковы, замки, обивку для сундуков. Передача мастерства происходила путем приема в ученики. Ими чаще всего становились члены одной семьи - племянники, братья и сыновья. До конца 19 века в каждом повете Беларуси насчитывалось до 50 сельских кузнецов. Обычно они работали вместе с помощниками-молотобойцами. Кроме горячей и холодной ковки кузнецы осуществляли сварку, различные слесарные и паяльные работы. Так как профессиональная деятельность кузнеца хорошо оплачивалась и была уважаемой, хоть порой и тяжелой, то подрастающее поколение в деревне непременно хотело вступить в сообщества кузнецов. Чтобы быть похожими, дети выдумывали различные игры, где бы фигурировали кузнец или его деятельность.

В белорусском фольклоре до наших дней дошло огромное количество таких игр. Несмотря на то, что современная промышленность потеснила кустарные ремесла, профессия кузнеца остается очень уважаемой. Вокруг нее до сих пор витает ореол мистики и загадки. А кованые изделия сегодня — это дорогие предметы роскоши. Зачастую — это красивые, изящные произведения искусства. Кроме дня своего покровителя Кузьмы, кузнецы часто устраивают праздники своей профессии на различных фестивалях и выставках. Например, во время Славянского базара в Витебске ежегодно проходит Бал Гефеста. Там мастера огня и железа демонстрируют умение превращать металл в цветы, бабочек или даже головной убор.

Источник:www.calend.ru

26 ноября - Пилиповка

С Пилиповки начинается шестинедельный предрождественский пост, который закончится 7 января. В это время нельзя есть скоромной пищи, устраивать свадьбы. Раньше говорили: «В Пилиповку день до полудня». Девушки ходили на вечерки, ткали. В одной из пилиповских песен рассказывается:

Возьмем, дзевачкі, паўтары мычачкі,

Напрадзем, дзевачкі, паўтары цэвачкі,

Аснуем, дзевачкі, паўтары губачкі.

Пойдзем, дзевачкі, на сяло берда шукаць.

Усе сяло абышлі, берда не знайшлі.

Будзем, дзевачкі, у прасла кросны снаваць,

Будзем, дзевачкі, у тын кросны ткаць.

А Пилиповский пост упоминается в такой шутливой народной осенней песне:

Пасціла ўдоўка сем панядзелкаў,

Васьмую нядзелечку,

Прынясі, Божа, нежанатага

На маю пасцелечку...

Большое внимание обращали на погоду в это время. Если пасмурно или снежно, значит, май будет мокрый. Считалось, что на Пилиповку устраивались «волчьи свадьбы», поэтому волки ходили стаями. Не зря уже много веков существует пословица — «На пiлiпауку ваукi выюць» («На пилиповку волки воют»)...

Источник:www.calend.ru

17 декабря – День Белорусского кино

17 декабря в Беларуси отмечается День белорусского кино. Этот профессиональный праздник республиканских кинематографистов был установлен указом Президента в 1994 году. Дата для праздника выбрана не случайно. Именно 17 декабря 1924 года вышло постановление Совета Народных комиссаров «О кинопроизводстве в БССР». В тот же день при Наркомпросе было создано Государственное управление по делам кинематографии и фотографии — «Белгоскино». Были сняты первые хроникальные кадры о событиях тех лет.

В 1926 году белорусские зрители увидели первый отечественный «боевик» — «Лесная быль» Юрия Тарича, по повести Михася Чарота «Свинопас». Юрий Викторович Тарич (1885-1967) и Владимир Владимирович Корш-Саблин (1900—1974) считаются основоположниками белорусского кино. Они навсегда вошли в историю белорусского кино, как первые отечественные сценаристы и режиссеры.

В 1928 году была основана киностудия «Советская Беларусь», которая из-за отсутствия собственной технической базы до 1939 года работала в Ленинграде, а потом переехала в Минск. На «Беларусьфильме» снято более 500 художественных фильмов, несколько тысяч документальных и около 100 мультфильмов. В годы Великой Отечественной войны здесь также выпускался киножурнал «Советская Белоруссия», содержащий фронтовую хронику.

В 1996 году киностудия получила новое название - «Национальная киностудия «Беларусьфильм». А работы белорусских кинематографистов неоднократно были отмечены наградами различных международных фестивалей. Кстати, Союз кинематографистов Белоруссии был основан в 1962 году. Сегодня Беларусь по праву гордится многими талантливыми режиссерами, актерами, художниками и операторами, создавшими своими работами золотой фонд национального кино Республики. Но не отстает от них и современное поколение - появляются новые имена и картины, которые с успехом участвуют в различных престижных кинофорумах. Немалую роль в этом играет и Минский международный кинофестиваль «Лiстапад», который с каждым годом привлекает все большее количество участников и зрителей.

Среди наиболее известных художественных фильмов белорусского кинематографа разных лет - это картины: «Красные листья» Корш-Саблина и «Альпийская баллада» Бориса Степанова, «Люди на болоте» Виктора Турова и «Из ада в ад» Дмитрия Астрахана, «Дунечка» Александра Ефремова и «Брестская крепость» Александра Котта...

Также хочется отметить, что в Минске существует музей истории белорусского кино. Он был создан и открыт в 1976 году к 50-летию выхода фильма «Лесная быль», а в 2005 году стал филиалом «Государственного музея истории театральной и музыкальной культуры Республики Беларусь». Здесь собраны документы и материалы по истории белорусского кино, проходят экскурсии, выставки и показы отечественной и зарубежной киноклассики на основе музейного видеофонда. Напомним, что Международный день кино празднуется ежегодно 28 декабря, а День российского кино - 27 августа.

Источник:www.calend.ru


Источник: http://izhlib.ru/pages/belholidays



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Выкуп Папа я стала взрослой стих

Мероприятия ко дню белорусской письменности сценарий Мероприятия ко дню белорусской письменности сценарий Мероприятия ко дню белорусской письменности сценарий Мероприятия ко дню белорусской письменности сценарий Мероприятия ко дню белорусской письменности сценарий Мероприятия ко дню белорусской письменности сценарий Мероприятия ко дню белорусской письменности сценарий Мероприятия ко дню белорусской письменности сценарий Мероприятия ко дню белорусской письменности сценарий

Похожие новости